Необычные роли

Рената Литвинова, завораживающая и томная, единственная из современных российских актрис с легкостью могла бы сойти за кинозвезду эпохи тоталитаризма вроде Марлен Дитрих или Любови Орловой. Неудивительно, что сегодня она считается главной femme fatale российского кинематографа. Так, именно ее Питер Гринуэй пригласил в свой мультимедийный проект «Чемоданы Тульса Люпера», где также снимались Орнелла Мути и Изабелла Росселлини. Кто бы еще из российских актрис не померк бы на их фоне? Героини Литвиновой играют со смертью и вообще выглядят немного потусторонними, как и подобает роковым красавицам. Все они невероятно сексуальные и в то же время опасные, тревожные и нервные. Прекрасная маньячка Офа в красном платье из «Трех историй», следователь Фаина из «Богини», стюардесса Лара из «Небо. Самолет. Девушка» —  этих женщин, будто зависших между двумя мирами или вышедших из Серебряного века, просто невозможно забыть. 

Незабываемые фильмы

Фильмы у Литвиновой получаются не менее странными, чем ее роли. И мы даже не можем с уверенностью сказать, кого мы обожаем больше: Ренату-актрису или Ренату-режиссера. «Кино — это экранизация твоих личных снов. В каком-то смысле недостаток снов люди компенсируют тем, что смотрят фильмы. А я — тем, что могу их снять», — говорит Рената. И не лжет: все ее картины действительно похожи на сны. Сюрреалистическая «Богиня: как я полюбила», фэнтези про смерть «Последняя сказка Риты» — даже если вы их не видели, все равно помните эти названия и вряд ли забудете: такой сильный резонанс они вызвали в обществе. Фильмам-пустышкам это просто не под силу.

Документальная картина «Нет смерти для меня», в которой Литвинова расспрашивала о смысле жизни легендарных советских актрис — Татьяну Самойлову, Нонну Мордюкову, Веру Васильеву, Татьяну Окуневскую, Лидию Смирнову, — тоже стала целым событием в российском кино. И хотя с момента съемок прошло уже почти 20 лет, этот фильм до сих пор пересматривают и обсуждают, поскольку Литвиновой удалось совместить несовместимое: показать своих легендарных собеседниц живыми людьми и одновременно укрепить их миф. 

Острый ум и ироничные высказывания

Рената Литвинова обладает острым умом, поэтому любое ее интервью можно с легкостью разбирать на афоризмы. Да такие, что позавидуют самые цитируемые актрисы всех времен — Мэрилин Монро и Фаина Раневская. Вот лишь некоторые из них, которые можно заучить наизусть и умничать при случае.

Я падения обожаю — в них больше силы, чем во взлетах. Меня бодрят трудности.

Я люблю погрузиться в отчаяние. Оно так питательно. Я люблю поотчаяться. Без остатка. Потому что уж если болеть — так болеть, если отчаиваться — так без остатка. Отдаваться этому чувству. Не все ж себя сохранять. 

Влюбленность — это потрясающе, ты можешь испытывать ее бесконечно много раз. А любовь — нет. Иногда она совсем далека от чувственности, совсем-совсем. Это какой-то удар ножом в сердце и вечная боль. Ты ходишь с ножом в сердце годы, и это называется любовью.

А я люблю умирать в фильмах. Я считаю, пусть я лучше умру на экране, а здесь поживу подольше.

Я такая умная! И такая бедная (из к/ф «Настройщик»)

Я не верю в несостоявшихся гениев. Если ты талантлив, то обязательно добьешься успеха.

Если женщину распилить на три части, то получится любовь, ненависть и поиск.

Неповторимый стиль и роковая красота

В эпоху цифровых сетей, когда любой человек может следить за жизнью звезд онлайн и даже общаться с ними через соцсети, Ренате Литвиновой удалось невероятное — создать образ недоступной роскошной кинодивы, далекой от простых смертных, как тысяча галактик.

И это притом, что она ведет инстаграм, продает в нем рекламу, охотно общается с журналистами и напрочь лишена высокомерия. Все равно Рената будто вышла из золотого века Голливуда, когда слава кинозвезд жила целую вечность, а не жалкие 15 секунд.

Ее часто называют модной и стильной, но присмотритесь и вы увидите, что Литвинова просто игнорирует модные тенденции: неестественный блонд (не модно!), красные ногти и губы (не модно!), длинные винтажные платья (не модно!), разговоры о смерти (моветон!) и никакого позитива (просто преступление по современным меркам!). 

Рената, конечно, вне моды, поэтому и не выйдет из нее никогда. И, кажется, ей одной среди российских знаменитостей удается рассуждать о смысле жизни и страдании и при этом не выглядеть ни напыщенной, ни пошлой. 

Фирменная манерность

Когда речь заходит о Ренате Литвиновой, первое, что приходит на ум, —  ее манерность, которую любят пародировать все кому не лень. Томная растянутая речь со странными синтаксическими оборотами, хрипами, вздохами и жестикуляцией — это часть тщательного выверенного образа «ненормальной», над которым актриса работала всю жизнь.

Дмитрий Быков как-то метко заметил, что Литвинова «привила себе сумасшествие» подобно тому, как врач прививает себе вирус для изучения недуга. Кажется, так оно и было. Рената и сама не раз высказывалась на тему собственной «неадекватности» и приходила к выводу, что «нормальность» скучна.

У меня никогда не получалось идти навстречу пожеланиям, при этом сохраняя себя. Помню, у меня было такое в фильме «Нет смерти для меня». Там я выступала в роли комментаторши. Вышла невменяемая такая комментаторша. И когда я увидела это, я решила переговорить все свои тексты нормальным голосом. Получилось плохо и скучно. Вот как пойти навстречу нормальности? Это скучно, неинтересно.

Рената Литвинова в интервью «Русскому репортеру»

Статья с сайта https://afisha.mail.ru