Его считали патологически работоспособным человеком. Готовя очередной спектакль, Ефремов задавал бешеный темп, не щадя ни себя, ни актеров. А выезжая с труппой в выходной куда-нибудь на природу, уже через каких-то пару часов спохватывался: мол, я уже насмотрелся на траву, лучше поехали репетировать! При этом сам Олег Ефремов скромно повторял: «Обо мне всегда писали и говорили: «какой же он работоспособный, трехжильный, четырехжильный», не зная одного: что я очень ленив. Я работаю для того, чтобы, наконец, потом ничего не делать».

Хотя все могло сложиться совершенно иначе. Отец будущего актера трудился бухгалтером в системе ГУЛАГа в воркутинских лагерях и в какой-то момент с ужасом заметил, что его чадо совсем отбилось от рук и промышляет с уличной шпаной нелицеприятными делишками. Дабы окончательно не потерять ребенка, семья спешно вернулась в Москву, в квартиру на Арбате. Резкая перемена мест принесла свои плоды: в 1945 году приятель убедил Олега Ефремова поступать в Школу-студию МХАТ.

Олег Ефремов

Вместе с Игорем Квашой Олег Николаевич был одним из создателей театра «Современник». Широко распространена легенда о том, что в 50-е друзья поклялись на Воробьевых горах быть верными любимому делу до конца, как это сделали веком раньше на том же месте пламенные революционеры Александр Герцен и Николай Огарев. Неудивительно, что Ефремов вдвойне переживал, когда его напарник наотрез отказался переходить с ним в МХАТ.

В кино же Олегу Ефремову долгое время предлагали роли суровых людей, облеченных властью – секретарь райкома в «Рядом с нами» (1957), старший уполномоченный в «Испытательном сроке» (1960), танкист Иванов в «Живых и мертвых» (1963)… В определенный момент актеру надоело быть заложником одного амплуа. Обращаясь к режиссеру «Берегись автомобиля» (1966) Эльдару Рязанову, он буквально взмолился: «Если бы вы знали, как мне надоело носить эти мундиры! Ну дайте мне роль Деточкина!». Но и здесь ему пришлось носить форму благородного милиционера Максима Подберезовикова.

Олег Ефремов

Кто бы мог подумать, что хрестоматийным останется воплощенный Олегом Ефремовым на экране образ немногословного остряка-таксиста Саши в «Трех тополях на Плющихе»? Фильм Татьяны Лиозновой открыл массовому слушателю того самого Ефремова, которого мы знаем и любим, – умевшего «содержательно молчать», виртуозно играть на долгих паузах, передавать резкую смену эмоций посредством сдержанной мимики и мгновенных взглядов как бы исподтишка.

Олег Ефремов

После выхода фильма «Три тополя на Плющихе» поползли навязчивые слухи о романе Ефремова с партнершей по экрану Татьяной Дорониной. Но у харизматичного мэтра и без того был внушительный «послужной список». Первая жена режиссера Лилия Толмачева развелась с Ефремовым, устав от его постоянного пьянства. Роман с внучкой полярного летчика тоже не принес ничего хорошего «ни одной из сторон». Драматичными оказались отношения с артисткой Ниной Дорошиной: прямо на ее свадьбе с Олегом Далем тезка жениха усадил невесту себе на колени и выпалил: «А ведь она любит меня больше, чем тебя!». От брака с актрисой «Современника» Аллой Покровской у Ефремова родился сын Михаил, которому тоже суждено было стать выдающимся актером.

Олег Николаевич Ефремов скончался 24 мая 2000 года от болезни легких. Накануне 85-летия актера газета «МК» опубликовала уникальный документ - стенограмму видеозаписи последнего дня рождения Ефремова. Свое 73-летие мэтр отмечал в собственной квартире, расположенной на Тверской в доме № 9. Был приглашен узкий круг близких и друзей, среди которых оказалось немало именитых людей: Михаил Горбачев, Андрей Мягков, Виктор Гвоздицкий, Владлен Давыдов, Татьяна Лаврова и доктор МХТ Сергей Тумкин. Позже подошли президент Чеховского фестиваля Валерий Шадрин, Анатолий Смелянский и сын Михаил с женой - актрисой Ксенией Качалиной.

Олег Ефремов

До последнего Ефремов продолжал работать в театре в прежнем ритме и горел желанием довести до ума до осени 2000-го спектакль «Сирано де Бержерак». Но не задалось…

Олег Ефремов

К 85-летию Олега Ефремова в Московском Художественном театре, в котором он прослужил 30 лет, открыта выставка фотографий, сообщает портал «Вести.ру». Все фотоснимки, представленные на выставке, взяты из личного архива актера, который в 2000 году передали в музей театра близкие артиста. Экспозицию завершает «Золотая маска»: Ефремов получил высшую театральную премию страны за постановку «Трех сестер». Представлен и головной убор Бориса Годунова: это была последняя роль, в которой мастер вышел на сцену родного театра.

Фото с сайта kino-teatr.ru

Читать полностью: http://www.km.ru/kino/2012/10/01/persony-i-sobytiya-v-mire-kino/693607-k-yubileyu-olega-efremova-obnarodovany-dokumen