Версия для слабовидящих
Главная
/
Новости
/
Когда аниматора знает весь мир…

Когда аниматора знает весь мир…

08 Июня 2021

Когда-то он снимал на 8-миллиметровую камеру, рисовал карикатуры, иллюстрировал сказки для «Спокойной ночи, малыши!» и даже проектировал машину для переработки мяса, а потом стал всемирно известным аниматором. Творческая встреча с Алексеем Караевым прошла в киноклубе «Третье тысячелетие».

 

«Свердловская анимация 80-х годов – это анимация мирового класса. Владимир Петкевич, Оксана Черкасова, Алексей Харитиди, Сергей Айнутдинов, Александр Петров и, конечно, Алексей Караев.  Эти люди получили всё золото мира, собрав главные призы  анимации. Их творчество делает честь не только советскому кинематографу, но и всей мировой мультипликации» - с этих слов Олега Балмашева, модератора киноклуба и режиссера неигрового кино, началась творческая встреча в Фильмофонде.

А продолжилась фильмами Алексея Караева. Оказывается, дипломная работа художника «Лихой капитан» была сделана в 1982 году по заказу Министерства рыбного хозяйства. И принесла автору победу в международном фестивале в Потсдаме. Спустя два года появился любимый всеми советскими детьми «Кот в колпаке» по мотивам произведений Доктора Сьюза. К слову, Алексея Караева называют первооткрывателем Сьюза для советского зрителя. Вдохновил американский детский писатель Караева и на создание удивительного фильма «Добро пожаловать!» о добром лосе, который разрешил поселиться на своих рогах чуть ли не всем обитателям леса. Фильм помним с детства, а вот новые смыслы в нем получается рассмотреть только уже став взрослым. Художником в картине был Александр Петров. По воспоминаниям Караева, им с Петровым было интересно осваивать новую технику, ведь «Добро пожаловать!» выполнен в оригинальной манере мультипликации — красками по стеклу. Озвучил медведя, одного из персонажей фильма, Евгений Леонов. Актер после долгих переговоров и обсуждений, не только увлеченно озвучивал персонажа, записывая по 3-4 дубля. Но и практически взял на себя руководство процессом озвучки, а ведь в команде актеров были именитые Клара Румянова и Юрий Волынцев. Рассказал Борис Алексеевич и о том, что фраза в конце мультфильма «А все таки неловко как-то получилось…» родилась случайно и в последний момент, но стала идеальным финалом.

Столько имен известных советских мультипликаторов вспомнили в этот вечер в киноклубе – Анатолий Аляшев, Фёдор Хитрук, Роман Качанов. Все они, по словам Караева, помогли ему вырасти профессионально.

«Жильцы старого дома» по рассказам Паустовского, «Тарантелла», навеянная Горьким. «Фильмы – они же, как дети. Мы хотим, чтобы они все были гениальными, но не всегда получается, поэтому я люблю все свои работы», - говорит художник.

И вот на экране Фильмофонда – одна из последних работ режиссера - «Привычка». Вторым режиссером в фильме стал Александр Рубцов, ученик Алексея Борисовича.

«Картина задумалась как рисованная. Но вот однажды, проходя мимо Музея Метенкова, решил зайти на выставку, где мне понравилось несколько портретов. – рассказал Караев, - Это натолкнуло на мысль использовать именно фотографии. Мы дружим с Обществом осетинской культуры в Екатеринбурге, и Андрей Габараев, находясь в Осетии, начал отправлять мне фотографии. Так что все семь персонажей фильма – это реальные люди. Антураж фильма взят из музеев. Музыка из музея Бориса Галаева, замечательного осетинского композитора. Галаев собирал музыку, ездил по горным селам – записывал песнопения, музыку. И музей разрешил нам использовать свой огромный музыкальный архив».

В 2002 году в Уральском государственном архитектурно-художественном университете при кафедре Графического дизайна была открыта специализация «Анимационный дизайн». И профессор Алексей Караев – один из основателей кафедры и ведущий мастер. Он вдохновенно преподает, с гордостью говорит о своих студентах и продолжает рисовать. И поэтому завершилась встреча в киноклубе «Третье тысячелетие» премьерным показом фильма «Голубые штаны».  

Копирование с сайта только с указанием ссылки на источник