Версия для слабовидящих
Главная
/
Новости
/
Живая история

Живая история

16 Февраля 2022

«Говорим и показываем» – совместный проект Музея истории Екатеринбурга и Свердловского областного фильмофонда стартовал. Это стало настоящей машиной времени, ведь благодаря кинохронике мы были не просто зрителями, а практически участниками городских событий начала 20 века. Редчайшие кадры екатеринбургской кинохроники вековой давности. Среди них – празднование 50-летия отмены крепостного права, сокольская гимнастика, городская ярмарка, революционные митинги, день празднования освобождения Урала от Колчака…

Но просто кинопоказ незвуковых кадров не сделал бы историю города такой живой, как это было вчера на проекте «Говорим и показываем». Комментарии историка Евгения Бурденкова позволили погрузиться в контекст и получить более полное представление о происходящем на экране.

Не будем подробно пересказывать вчерашний вечер. Будут еще встречи в рамках проекта. Анонсы обязательно будут!

Еще до начала проекта мы пообщались с Евгением Бурденковым, научным сотрудником Музея истории Екатеринбурга, и сегодня делимся с вами некоторыми тезисами этого разговора. 

- Кинохроника – это универсальный продукт. Изучение фотографий, документов требует много времени, а с помощью хроникальных съемок можно мгновенно попасть в определенный временной и исторический момент словно по мановению волшебной палочки. Ты видишь людей, как они одеты, как они реагируют на камеру. Особо ценно, что в проекте мы смотрим не редактируемую съемку, а  кусочки, обрывки натурных съемок, которые не сшиты в один идеологический продукт. Это просто живая съемка. Да, мы видим какие-то оплошности оператора – например, какой-то молодой человек залез в кадр. Но для нас это не оплошность. Это классно – ты видишь живую жизнь. Город просто просится в кадр, будто здоровается с тобой.

- Есть исторический документ, как бумага, воспоминание. Для меня это точка, одномерный объект. И чтобы выяснить траекторию того, что изучаешь, надо отсмотреть сотни, тысячи таких документов. И не факт, что это будет все оправданно. Это может увести далеко от правды. Есть фотография, которая более честна в этом отношении. Если это не постановочное фото, если оно не было подвержено монтажу, то оно зачастую дает очень многое. Это уже такой двухмерный объект. А когда мы смотрим видео, то это полный объем, абсолютное соприсутствие, сопричастие к происходящему. То есть мы видим людей, наш город такими, как они были. Например, круговые панорамы, когда камера проносится, показывая обстановку городской площади. Это невозможно заменить никакими письменными источниками, никаким количеством фотографий.

- Я в свое время даже устраивал охоту на иностранных сайтах на архивное видео Екатеринбурга. Дореволюционное и послереволюционное. Тогда снимали мало. И любая съемка города была событием. И когда ты находишь что-то новое для себя – это настоящая эндорфиновая штука. Распаковывать такое видео можно практически бесконечно – в плане смыслов, изображенных людей. Кто это, почему они так себя ведут, что происходит?  

Проект «Говорим и показываем» продолжится в марте. Поговорим о 30-х годах прошлого века.

Следите за анонсами!

Копирование с сайта только с указанием ссылки на источник