Проект "Свердловский дайджест"
Организаторы: Музей истории Екатеринбурга и Свердловский областной фильмофонд. Источниками рассказа (и показа) служат фото- и кинохроника, газетные сообщения и архивные свидетельства.
Следующая встреча "Свердловского дайджеста" - 14 мая. Следите за анонсами!
1924
На 99 лет назад – в Свердловск/Екатеринбург 1924 года – в Фильмофонде начал свою жизнь новый проект «Свердловский дайджест», созданный совместно с Музеем истории Екатеринбурга. Да, к нам вернулись кинолекции историка Евгения Бурденкова!
К 300-летию Екатеринбурга мы решили более детально посмотреть в историю нашего города, окунуться в жизнь людей того времени. На каждой встрече «Свердловского дайджеста» через газеты, фотографии и кинохроники мы наблюдаем, как жили, чем интересовались горожане. Начинаем это путешествие символично – 24 января назад в 1924 год.
Сейчас в объективе обсуждения – 20 годы 20 века. Дальше – доберемся и до следующих десятилетий.
На первой встрече говорили о многом – о горожанах (в 1924 года основная масса жителей – служащие и рабочие), о появлении первых самолетов и аэродрома, о деревянной архитектуре и первых построенных советской властью зданиях, о переименовании города из Екатеринбурга в Свердловск, о работе Шарташской радиостанции и модернизации телефонной связи, о борьбе с туберкулёзом, о гостях нашего города и о многом-многом-многом другом. Затронули культурную жизнь города, политическую, социальную и даже криминальную.
Евгений Бурденков, научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга, автор «Свердловского дайджеста»:
– Историю нашего города, на мой взгляд, описывали достаточно опосредованно и обобщая огромные периоды. Но так, чтобы пристально смотреть именно в конкретные события, я не до сих пор такого не встречал. По Екатеринбургу мне всегда не хватало некоего хронографа. Понятно, что историю города не понять, даже изучив огромное количество архивных документов и посмотрев кучу видео, фотографий и газет. Потому что история города – это история всех людей, которые в нем проживают, так или иначе. Невозможно изучить тысячи биографий, чтобы хоть немного прикоснуться к тому периоду. История зданий, институций. Даже мой сегодняшний рассказ о 1924 годе – это все равно мифология. То есть некое упрощение и обобщение того, что ты видишь. Нужен некий авторский взгляд современника на происходящие события. Готовясь к встрече, я понял, чьими глазами я смотрел на события 1924 года – главных редакторов «Уральского рабочего». Это были три человека – Авербах, Касперский и Мороз.
1925
В 1925 году начинается методичная работа по застройке города: активно достраивалась Товарная биржа, прозванная в прессе «Вавилонской башней»; начинается возведение Управления Пермской железной дороги – крупнейшего объекта 1920-х годов. Заложен первый камень в строительство Свердловского водопровода. Открылась суперсовременная телефонная станция. Именно в 1925 году впервые задумались о строительстве Уральского машиностроительного завода, о чем подробно рассказывалось на страницах «Уральского рабочего».
Евгений Бурденков, научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга, автор «Свердловского дайджеста»:
– Наш проект интересен эрудированным людям, которые любят историю города. Получается, что раз у нас с вами проект экспериментальный, то мы сами и создаем целевую аудиторию.
1926
Три самых важных события в 1926 году в Свердловске, по мнению Евгения Бурденкова:
- Первое и самое главное – решили строить Уралмаш. Было представлено первое видение, где и когда появится завод. А его строительство, мы понимаем, перелопатит всю историю Свердловска. Хотелось найти точку отсчета, и хотя об этом говорили и в 1925 году, конкретные планы появились как раз в 26-м.
- Большой инфраструктурный проект – строительство двух сложных систем – свердловской электростанции (хотя закончится строительство в 1927-м, основная работа придется на 26-й год), плюс уже готов городской водопровод. Система вся действует, и это очень круто, ведь занимались этим всего два года. Хотя собиралась построить 50 лет! Но запустить водопровод пока невозможно, ведь электричества нет. Поэтому все переносится на следующий год.
- В 1926 году было сделано очень много исторических находок. Перекопали весь город, весь центр и обнаружили два огромных кладбища. Об этом практически никто не знает. На пересечении Ленина и Хохрякова нашли тридцать тел и решили, что там было кладбище. И вторая точка, где было обнаружено еще одно кладбище и о нем более-менее известно – это лютеранское кладбище на месте современной Музкомедии. И в это время в Свердловске появляется огромное количество историй, связанных с несметными кладами, которые были найдены при раскопках, и с огромными подземными переходами. И кое-что даже попало в прессу, и понятно, насколько город был взбудоражен слухами. Ходила легенда о каком-то большом ящике, которые власти скрывают. Газете «Уральский рабочий» пришлось написать, что ничего такого не было, после чего свердловчане заговорили, что ящик то, видно, точно был!
Как говорит, Евгений, любая подготовка – это попытка собрать все, что есть по конкретному году, будто из разных каморок. Когда ты все это вместе видишь, когда формируешь это все в виде презентации, у тебя неизбежно происходят какие-то столкновения мысли и какие-то открытия. Они могут казаться мелкими, но быть очень важными для истории.
Несколько находок в 1926 году Евгения Бурденкова:
Мне нравится точно датировать фотографии, потому что чаще всего изображения 20-х готов просто относят к десятилетию, так как даже год чаще всего определить невозможно. Сегодня мы говорили о фотографии, где огромное количество людей купаются на территории городского пруда. Это открытие водной станции Уралпрофсовета. И там была огромная десятиметровая вышка прямо на территории городского пруда, совсем рядом с Плотинкой. И есть почти полная копия фотографии – рисунок, опубликованный в «Уральском рабочем». И теперь я знаю не только год, но и точную дату, когда это было.
Датировать фотографии прямо до конкретного числа очень важно, ведь город меняется практически каждую минуту.
И еще расскажу об одной фотографии. Подготовка к сегодняшней лекции позволила установить, что на ней изображено и где. Дело в том, что над зданием дома Севастьянова в 20-е годы торчала какая-то антенна. Что это? Я нашел газетную заметку – рядом с Домом связи устанавливается 30-метровая антенна, чтобы по короткой радиоволне транслировать какие-то передачи.
Антенна стояла короткий период. Теперь буду спрашивать у краеведов, согласны ли они с этим утверждением, что на фото именно радиоантенна.
О Вениамине Метенкове неожиданно нашел объявление. Он вернулся в Свердловск и долгое время был не у дел, а потом его приняли на работу в магазин Совкино, который тогда находился на проспекте Ленина. Я нашел газетную заметку, где подписано, что заведующий магазином – это Вениамин Метенков.
Такие случайные находки, как найти иголку в стоге сена. И сегодня на «Свердловском дайджесте» мы поговорили о многих таких вещах.
1927
Евгений Бурденков:
– Главным событием 1927 года в Свердловске, безусловно, стало открытие памятника Я. М. Свердлова. История тянулась уже давно – с 1923 года. Было проведено несколько конкурсов, несколько раз менялось место установки памятника. Наконец, 15 июля 1927 года на площади Парижской коммуны произошло торжественное открытие мемориала, который на тот момент призван был обозначить новый центр г. Свердловска. В ближайшие годы вокруг памятника должны были появиться несколько зданий, в том числе Уралобком ВКП(б), на место которого указывал бронзовый Я. М. Свердлов.
Напомним, что проект «Свердловский дайджест» приурочен к 300-летию основания Екатеринбурга. И проходит в рамках выставки «Свердловск. Именной указатель». Организаторы: Музей истории Екатеринбурга и Свердловский областной фильмофонд.
1928
1928 год – время, когда впервые стали ощутимы результаты большого строительства Свердловска. Это и первые пятиэтажные дома-гиганты – Центральная гостиница и дома Горсовета, и первый Дом культуры пищевиков. И только в этот вечер в нашем кинозале поэзия Владимира Маяковского, ведь великий поэт 94 года назад не только побывал в Свердловске, но и написал о нем стихи.
Евгений Бурденков:
– 1928 год – время, когда было введено в эксплуатацию какое-то неимоверное количество объектов, многие из них теперь памятники, и половина из них служит до сих пор. Но что у меня всегда вызывало восхищение – это деревянная застройка. Одним из любимых мест для меня были улицы Авангардная и Кировградская на Уралмаше, где до определённого времени сохранялась застройка первых деревянных домов уралмашевцев. Построены они были в 28-29 годах. Их возводили артельщики по типу деревенских домов, то есть по классической срубной системе. Такие дома могут прожить и сто, и двести лет. Мне этот блок застройки всегда нравился, ведь это отправная точка новой истории Свердловска. Потому что строительство Уралмаша полностью перелопатило, переобозначило наш город на карте Советского Союза. Без Уралмаша это был бы совсем другой Свердловск. Об этом говорит хотя бы такая цифра – между 1929 и 1931 годами население города увеличилось больше чем в два раза. И это связано со строительством Уралмаша. Такая прибавка, конечно, была, в первую очередь, за счет бывших крестьян, которые приехали по путевкам на большие стройки. Именно они стали первыми жителями улицы Авангардной. Сейчас деревянные дома тех лет практически полностью заменены современной застройкой. Но до поры до времени на Уралмаше было такое секретное место, где можно было даже снимать кино про Уралмаш 1928 года. Что удивительно…
1929
1929-й год в Свердловске – время активного освоения новых пространств: строится «завод заводов» Уралмашзавод и новый образовательный центр города – комплекс зданий Уральского политехнического института. Но, безусловно, самым громким событием стал запуск трамвайного движения в городе. На торжественном митинге присутствовала Анна Николаевна Бычкова, первая и единственная женщина-председатель Свердловского Горсовета. Именно она перерезала символическую красную ленточку.
1930
Открытие фабрики-кухни, Дома контор, фабрично-заводской школы на Сенной площади, снос церквей: этим и не только запомнился в истории города 1930 год.
В проекте «Свердловский дайджест» продолжаем узнавать о жизни родного города от историка Евгения Бурденкова:
- Безудержное строительство, которое город переживал в то время, сравнимо, пожалуй, только с годами 2000-2010. Город менялся стремительно. Впервые принимается план, регулирующий, как должен развиваться Свердловск. И хотя он в результате не был принят, все его основные теоретические разработки перешли потом на генплан, который был утвержден уже в семидесятые годы. Как город наш должен выглядеть – над этим работали лучшие архитекторы, в том числе и Сигизмунд Домбровский. И это, на самом деле, большое дело, ведь ситуация становится неуправляемой – очень много построено, очень много собираются возводить. Впервые видно, что стройки начинают тормозиться, все происходит хаотично. Поэтому план Большого Свердловска – это очень большая веха, за которую надо сказать спасибо.
И еще, 1930 год – это период активного культурного строительства. Свердловск превращается из обычного города, который развивается только в промышленном векторе, в город со значимыми культурными точками. У нас появляются ТЮЗ, кинотеатр МЮД (бывший «Художественный»), в кинотеатре СовКино происходит первый показ звукового кино. Начинает полноценно работать Драмтеатр, построенный в 1929 году. И вот уже у нас начинается появляться история Свердловска театрального.
1931
Среди основных событий – чугунолитейный цех Уралмашзавода выдал первую продукцию, на Верх-Исетском заводе освоили производство трансформаторной стали. В городе открыт Уральский филиал Промакадемии и Свердловский медицинский институт.
Евгений Бурденков, научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга, автор «Свердловского дайджеста»:
– По Екатеринбургу мне всегда не хватало некоего хронографа. Понятно, что историю города не понять, даже изучив огромное количество архивных документов и посмотрев кучу видео, фотографий и газет. Потому что история города – это история всех людей, которые в нем проживают, так или иначе. Наш проект интересен эрудированным людям, которые любят историю города. Получается, что раз у нас с вами проект экспериментальный, то мы сами и создаем целевую аудиторию.
1932
Знаете ли вы, что центральный парк культуры и отдыха должен был раскинуться на Уктусе, а напротив Оперного планировали построить не университет, а огромное здание Синтетического театра? Да, таким был наш, свердловский, 1932 год! И вчера в Фильмофонде мы восстанавливали хронологию событий этого года вместе с Евгением Бурденковым. «Свердловский дайджест» вышел с летних каникул!
Город продолжает развиваться. Строятся заводы, жилые комплексы и административные здания. Очередной амбициозный проект – строительство завода-гиганта «Уралэлектромашина». Был образован Уральский филиал Академии наук. Спустя годы город ощутит эффект, произведенный этим событием. Ведь именно тогда запустился процесс, определивший место Свердловска как одного из научных центров не только СССР, но и всего мира.
Евгений Бурденков:
– При подготовке к сегодняшней встрече были определенные сложности, и я их ожидал. Чем дальше мы будем углубляться в 30-е годы, тем проблематичнее будет с контентом, размещаемым в газетах, в различных публикациях, посвященных этому периоду. Это уже случилось по отношению с 31 годом. Понятно, что все это связано с политикой государства, с цензурой. Город постепенно начинает исчезать из газет, на передовицах главными становятся коллизии, связанные с идеологией, с борьбой с врагами народа и так далее. Нам надо будет поменять матрицу – искать другие варианты поиска информации. Время другое. Будем перестраиваться, ведь такой малоинформативный период, режим условного умолчания, продлится примерно с 1932 по 1956 годы. Это самый закрытый период. Надо понимать, что есть времена, когда время разжимается – 20-е годы были именно таким периодом. В 30-е годы время сжимается. И так как мы делаем широкую кругозорную историю о городе Свердловске, то хотелось бы отмечать некоторые моменты его роста, какие происходят изменения. Это уже будет не газета, будем думать.
1933
Главные события Свердловска 1933 года:
Исполнилось десять лет, как Свердловск стал столицей Уральской области. За это время город изменился до неузнаваемости. Его население увеличилось в несколько раз. Была развернута широкая строительная программа.
Оформились новые общественные пространства, на которых возвышались высотки социалистического Свердловска: площадь 1905 года, площадь Уральских Коммунаров, площадь Труда, площадь Парижской коммуной.
Но главным итого 1933 года, безусловно, считается запуск Уральского завода тяжелого машиностроения.
1934
Как делилась Уральская область на Челябинскую, Обско-Иртышскую и Свердловскую, какой город временно назывался Кабаковском, как Хлебная площадь превратилась в Парк пионеров, и почему свердловские архитекторы разочаровались в стиле конструктивизма – это, друзья, был 1934 год. На экране – самые интересные статьи и фотографии 34 года. Исторические факты и ощущение полного погружения в жизнь Свердловска 89-летней давности – от заведующего научно-информационным отделом Музея истории Екатеринбурга Евгения Бурденкова.
Так чем же отметился 1934 год на станицах городских газет: строительство дирижабль-порта, рождение уральской мозаики, пожар в кузнечном цехе Уралмаша и показательный процесс над вредителями, а еще – окончание стройки Дома печати, открытие больших магазинов, возвращение на страницы газет карикатур.
Евгений Бурденков: В 1934 году многое поменялось. Разукрупнилась Уральская область. Это отражается на административном статусе Свердловска и влияет на финансирование города. Многие проекты замораживаются. Несмотря на это, удается запустить завод «Уралэлектромашина», пусть и не в тех масштабах, что планировались.
В архитектуре происходит переход от конструктивизма к неоклассике. И стиль новых зданий, который получал на страницах «Уральского рабочего» только хвалебные статьи, теперь подвергается резкой критики. Вот название одной такой газетной публикации – «Архитектурная трагедия с музкомедией». А для простого горожанина 1934 год запомнится совсем другим. 17 июня в город прибывает литерный состав с челюскинцами на борту — экипажем парохода «Челюскин», потерпевшим крушение во льдах Северного ледовитого океана.
И уже в 34 году мы видим первые проблески будущего 37 года – идет большой судебный процесс на Уралмаше. Но несмотря на умаление амбиций, город продолжал жить и строиться.
1935
Главные события Свердловска 1935 года:
В Свердловске, как и по всей стране, начинается массовое строительство школ. По специальным проектам, разработанным в столице, возводятся 2-х и 4-х этажные школьные здания. Школы становятся крупными инфраструктурными центрами новых районов, возвышаясь над рядовой одноэтажной застройкой старого Екатеринбурга.
1936
Свердловское небо, реконструкция Дворца пионеров и набережной, архитектурные поиски, строительство школ и приметы времени, свойственные только 30-м годам прошлого века – это «Свердловский дайджест» в Фильмофонде.
Проект продолжится 14 ноября, а вчера кинолекция Евгения Бурденкова была посвящена 1936 году.
Что 87 лет назад стало самым важным событием в Свердловске, по мнению Евгения Бурденкова:
– «Архитектурные уроды» – тяжёлая статья с таким названием выходит в газете «Правда», с критикой нашего отделения архитекторов. Вроде бы очень простой вопрос – смена идеологической парадигмы в архитектуре – отход от конструктивизма и переход к неоклассике. Но он приобретает огромное идеологическое значение. И вроде бы всё к этому готово, но темпы строительства затормозились. Надо было как-то презентовать, что работа над возведением свердловской неоклассики уже началась. И тут подвернулась усадьба Харитонова-Расторгуева, которая в принципе уже в 19 веке была выстроена в том архитектурном стиле, который сейчас требовалось вводить заново. На тот момент возводилось несколько зданий под будущий Дворец пионеров, стройки решили отменить. Свердловскими архитекторами, в том числе одним из маститых мастеров Алексеем Марковичем Дукельским, было принято решение – реконструировать усадьбу Харитонова-Расторгуева. И что интересно – смешение стилей классики 19 века и отремонтированного и реконструированного интерьера здания очень интересно друг друга дополняют. То же можно сказать о реконструкции сада – многие думают, что ротонда родом из 19 века, а не из 1936-37 годов. Настолько все это мощно смешалось.
1937
1937 год в жизни страны и Свердловска: в Фильмофонде продолжился «Свердловский дайджест».
86 лет назад в городе: достраиваются штаб Уральского военного округа и жилой дом Аффинажного завода. В бывшем здании Свято-Троицкой церкви открывается клуб «Рот-Фронт». Продолжается работа над украшением сада Дворца пионеров, для которого Свердловская скульптурная мастерская выполнила несколько десятков работ. По масштабному проекту Сигизмунда Домбровского начинается реконструкция набережной городского пруда. Все эти важные темы активно обсуждались на страницах «Уральского рабочего».
Евгений Бурденков:
– Я стоял перед дилеммой: либо делать реконструкцию 37 года, либо идти и дальше по принципу предыдущих встреч, отталкиваясь от публикаций «Уральского рабочего». 1937 год по количеству событий и человеческих цепочек, которые взаимодействовали между собой, также сложны, как в годы революции. Происходит концентрация событий, в том числе и неочевидных, непубличных. И реконструировать ход событий сложно, тем более документы по 37 году закрыты до сих пор. И тогда я решил придерживаться внешней конструкции событий, как они были напечатаны в «Уральском рабочем». Оказалось, что в принципе никаких серьёзных, говоря условно, белых пятен не существует. Все ситуации, связанные с ротацией наших партийных органов, видны. Чем меня удивил 37 год, так это, прежде всего, огромным количеством митингов и демонстраций – когда в полумиллионном Свердловске на улицы выходят по двести тысяч человек. И этих демонстраций в тот год было огромное количество, и это была концентрация эмоционального перенапряжения в городе. Главным героем года остается Дворец пионеров – его открытия горожане ждут 1 сентября 1937 года. И это одна из самых нейтральная тема, которая поднималась на страницах официального печатного органа.
1938
Происходит очередная административная реформа. Из Свердловской выделена Пермская область. Изменяются и границы Свердловска: отдельными поселениями стали Березовский и Верхняя Пышма, а село Палкино вошло в городскую черту. В самом Свердловске появляется пятый, новый Молотовский административный район. В Свердловске запущен Уральский турбинный завод, объявлено о строительстве нового гиганта — завода тяжелого станкостроения. Город активно украшается скульптурами. На набережной им. Горького появляются «Физкультурник», «Физкультурница», «Шахтер», «Колхозница» и другие работы свердловских скульпторов. Но наиболее грандиозной стала работа Ильи Камбарова: горельеф для здания Областного управления НКВД.
1939
Героические беспосадочные перелёты, гастроли Малого театра, юбилеи Бажова и Сталина, выборы в местные Советы трудящихся, строительство 1877 индивидуальных домов на окраинах города: этим и не только запомнился в истории Свердловска 1939 год.
Свердловск становится воздушными воротами Урала, присуждается Государственная премия книге сказов П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка». Начинает свою работу Свердловский мясокомбинат. Происходит официальное утверждение Уральского отделения союза композиторов. Также в этот год проводится архитектурный конкурс на проект реконструкции бывшего нового гостиного двора для Свердловского горсовета. Реализации этого проекта помешала война. Только в 1954 году все работы были закончены.
Евгений Бурденков:
- Когда в начале года мы начинали проект, к каждой встречи я готовился примерно 4-5 часов, теперь же приходится за неделю выстраивать определенную логику. Время сложное, и найти что-то такое, что можно проговорить на публику, достаточно тяжело. И такое испытание у меня примерно до 1958 года, пока не начнет издаваться «Вечерний Свердловск». Там уже будет просто и понятно, как рассказывать о городе. А сейчас мы говорим о годах, которые я и для себя то проговариваю впервые в таком объеме. Это же могу сказать и о годах войны. Это большой опыт, я рад, что у меня сейчас есть эта возможность. Я даже думал о том, что когда-нибудь можно будет пойти вторым ходом – по определенным датам или годам хочется давать эксклюзивы. Сейчас я создаю некую контекстную базу – по литературе, по фильмам, по аудиозаписям, по песням...
1940
В 1940 году появляются новые культурные точки на карте Свердловска – открывает свои двери Окружной дом Красной Армии. И на ул. Карла Либкнехта теперь работает мемориальный дом-музей им. Я. М. Свердлова.
Евгений Бурденков:
– В 1940 году предчувствие войны ощущается в каждом слове. Поэтому главными и фотографией, и событием я выбрал строительство Окружного дома офицеров, как обозначение того факта, что 84 года назад главная сила в регионе – это Уральский военный округ. Он активно ведет строительство, и только он практически может себе позволить вкладывать весомые финансовые средства в большие городские стройки. Главными темами газеты становится международный контекст – советско-финская война, присоединение Прибалтики, начало активизации на Западном фронте, захват Франции, большая война Англии и Германии. На фотографиях мы видим военизированные парады, а все фильмы теперь чаще всего идут на войну. И даже сатира, мой любимый коллективный автор Фогель, перестает быть ньюсмейкером. Его работ очень мало в 40 году.
В 1940 году происходит, условно говоря, упреснение контента. «Уральский рабочий» больше не интересуется городской тематикой, теперь он больше пишет про область – уходит в колхозы, в деревни, в небольшие города. Если смотреть разнарядку, какие предприятия больше снимались – это уже не Свердловск. Это Нижний Тагил, Ревда, Дегтярск. Уралмаш – всего одна фотография. Все пропагандистские кампании, которые проходили в 40 году, также опреснены. Очень мало фотографий, и визуальный ряд очень бедный. А те изображения, которые есть, одного порядка – передовики производства, либо какое-то совещание или конференция. И как с эти работать, непонятно – Свердловск исчез со страниц газет. И в 1941 году его там тоже не будет.
1941
22 июня 1941 года газета «Уральский рабочий» выпустила номер, где еще ничего не говорилось о начале войны. На передовице — фотография счастливых студентов химического факультета Уральского индустриального института Ф. И. Кирпичева, В. П. Дорогого, А. С. Мунькина и Е. Ф. Соломонова. Дальнейшая их судьба неизвестна. По сути, это последняя фотография мирного Свердловска в последнем мирном номере «Уральского рабочего», который читали свердловчане, уже знавшие о начале войны.
Евгений Бурденков:
- Событий 1941 года после начала Великой Отечественной война, хватило бы на десятилетия. Но они практически не отображены в прессе, где информация становится все более скудной. Благодаря более поздним исследованиям мы знаем, что в Свердловске в это время запускаются глобальные процессы. Начинается эвакуация – переселение огромного количества людей. Такие процессы уже сотрясали страну во время революции и гражданской войны и они в какой-то мере схожи. Происходит тотально много событий в день, в час, в минуту. Это ни одному интеллекту не охватить и не уложить в полуторачасовой рассказ. Вторая половина 1941 года – это полная растерянность, как жителей города, так и журналистов «Уральского рабочего» того времени. С одной стороны, вообще непонятно, что происходит. По газете мы видим призывы – разобьем врага на чужой половине, а уже в ноябре бьемся за Москву. Растерянность и журналистская, и человеческая. С другой стороны, если забежать вперед, мы уже знаем – 1941 год стал определяющим новую рубежную черту для Свердловска. И если бы не было 41 года, мы бы не знали Свердловск таким, каким он станет в 50-60 годы. Город получил пространственное расширение за счет эвакуированных производств, которые уже не вернутся обратно. То, что Свердловск стал миллионником, тоже связано с 1941 годом. Это рубежная черта, если говорить об этапах развития Свердловска. Наступает новый этап рождения – мучительный, страшный, трагичный. Довоенный Свердловск и послевоенный – это два разных города.
Еще важно – 41 год – год закрытия Свердловска. Из-за эвакуированных номерных заводов вся область становится закрытой для иностранцев, праздных людей. Теперь область можно проехать только транзитом, если нет специального разрешения. Сегодня мой рассказ о 1941 года основан на книге Андрея Владимировича Сперанского, главного специалиста по Свердловску в годы Великой Отечественной войны. В эту встречу мы пользуемся его трудом, а не публикациями «Уральского рабочего».
1942
В годы войны в «Уральском рабочем» публиковались списки лучших людей города Свердловска, отличившихся на трудовом фронте. В этот список часто попадал Нурулла Базетов — один из героев военной хроники Свердловска. Он включился в соревнование по плавке стали, разыгравшееся в зимние месяцы 1942 года. Трудовые рекорды ставили и уралмашевские сталеплавильщики Ибрагим Валеев и Дмитрий Сидоровский. Нурулла Базетов в марте 1942 года снял 14 тонн стали с каждого метра пода печи.
1943
1943 год в Свердловске прошел под знаком создания Уральского добровольческого танкового корпуса. Еще в феврале руководство Челябинской, Свердловской, Молотовской области, а также командование Уральского военного округа обратились в Государственный комитет обороны с инициативой создания боевого подразделения безвозмездным трудом сверх плана уральскими трудовыми коллективами и на добровольные взносы. Уже в мае корпус убыл на фронт, а в июле принял участие в сражении на Курской дуге. «Уральский рабочий» практически ежедневно следил за новостями, приходящими с фронта от Уральского добровольческого танкового корпуса.
1944
Шёл третий год Великой Отечественной войны. Свердловские предприятия все еще работали на полных мощностях, свердловские инженеры-конструкторы и рабочие продолжали совершать трудовые подвиги, но уже чувствовалось приближение Победы и возможной мирной жизни.
Евгений Бурденков:
- Если говорить о Свердловске 1944 года, чаще всего упоминают один факт – фильм «Сильва», и, по сути, уже не официальное, а фактическое открытие киностудии, связанное с производством этой картины. Но если смотреть «Уральский рабочий» да и вообще контекст 44 года, то это событие не очень выделяется. Но я это событие выбрал главным для этой встречи дайджеста, ведь это один из первых признаков мирной жизни. Впервые в Свердловске начинают задумываться о вещах, которые будут реализовываться в после войны. Говорят о решении каких-то транспортных проблем, благоустройстве, планируют много культурных программ, например, открывают цирк после ремонта. В отличие от предыдущих двух лет, в афишах много культурных мероприятий. И язык «Уральского рабочего» становится немного проще, появляется больше изображений Свердловска, историй про городскую жизнь.
Еще одним главным и культовым событием стал первый салют. Когда я готовился к встрече, то не сразу его обнаружил, хотя и знал о нем. Большой салют запустили 19 ноября 1944 года, он был посвящен дню артиллериста. Тут важно понимать патетику этого момента, ведь, на самом деле, салют артиллерийских орудий – это важная тема для нашего города, который был одним из центров производства этих же орудий. Два больших завода были задействованы – это девятый завод и завод имени Калинина, который занимался зенитной артиллерией. Этот городской салют – предвестник большой Победы, которая случится уже в следующем 1945 году. На мой взгляд, именно салют – одно из центральных ярких и красивых событий 44 года. Фотографии салюта Жоржа Берланда были опубликованы в «Уральском рабочем», а поэт Константин Мурзиди посвятил этому событию стихи.
1945
Евгений Бурденков:
- Уже в газетах 1944 года мы встречали первые признаки возможной мирной жизни. Но если говорить о военном времени до мая 1945 года, то информация все же была преимущественно сухой. Но как только начинаются май, июнь, наполнение газеты полностью меняется – появляется много фотографий (конечно, не так много, как в довоенное время), но все-таки видно, что люди занимаются благоустройством, озеленением города. Наконец-то рассказывается о работе архитекторов, озеленителей, скульпторов. На площади Парижской коммуны первые озеленительные работы проводятся уже летом 45 года. Готовятся первые скульптуры – это львы. (Сейчас у Оперного уже не те первоначальные изваяния). Благоустройство этой площади продлится около двух лет.
И еще важная примета 1945 года – это появление холодного асфальта. Идет массовое асфальтирование шоссе, улиц. Первой в работу попала улица Карла Либкнехта – туда от Уктуса дотянулась вторая очередь троллейбуса. Есть фотографии, как асфальтируются улицы Пушкина и Карла Либкнехта, и там стоит новенький троллейбус. И это тоже признак 45 года – новое троллейбусное кольцо. Теперь с Химмаша можно доехать до центра, а не до Фрунзе.
Город начинает думать о мирной жизни, конечно, не до конца. И это совершенно очевидно. Последствия Великой Отечественной войны будут чувствоваться пока на Урале будут находится военнопленные – до 1949 года. Великая Отечественная война будет заметна в огромном количестве публикаций еще не одну следующую пятилетку.
1946
Самые важные символы Свердловска 1946 года, по версии Евгения Бурденкова:
- «Уралмаш» в сентябре 1946 года переходит на производство экскаваторов, мирной продукции, которая изготовлялась еще до войны. Огромные шагающие экскаваторы прославят потом «Уралмаш». Главное предприятие Свердловска постепенно переходит на мирные рельсы, и это мощный символ 46 года.
- Вручение Сталинских премий летом 46 года. Это тоже результирующее событие по отношению к Великой Отечественной войне. Город подводит итоги этому глобальному периоду весь 46 год. Среди лауреатов – суперличность – Федор Федорович Петров, главный конструктор завода №9. А также команда Петрова, которая работала над артиллерией самоходок и артиллерией полевой.
- В День танкиста на территории Уралмаша был открыт необычный памятник. На чугунный постамент, спроектированный известным архитектором М.В. Рейшером, была водружена легендарная самоходка СУ-100. Это была 1560-я по счёту СУ-100.
- Важным событием становятся выборы в Верховный Совет СССР, где хедлайнерами списка ожидаемо становятся Федор Федорович Петров, Павел Петрович Бажов и Виктор Иванович Недосекин. Это первые мирные выборы. Весь январь и февраль вся информационная повестка посвящена им – агитация, пропаганда и даже стихи.
- Вручении Сталинской премии в сфере искусства и культуры Арнольду Маргуляну, Александру Преображенскому, Ефиму Бриллю, Арнольду Азрикану и Наталье Киселевской за спектакль «Отелло», поставленный на сцене СвАТОБ имени А. В. Луначарского (ныне Театр оперы и балета)
- Еще хотел бы отметить двух людей из списка Сталинской премии 46 года – Петра Акимовича Халилеева из Института физики металлов, он автор разработки аппаратуры для обнаружения подводных лодок и затонувших кораблей, и Исаака Яковлевича Постовского, который изобрел бактерицидное лекарство – сульфидин, который очень помог в военные годы в госпиталях Свердловска.- Первое красивое послевоенное здание начинают возводить в этом же году на Ленина, 60, стройка продлится два года. Проект ведущего архитектора послевоенного Свердловска – Грушенко Иосифа Александровича. Дом строился для сотрудников НКВД. И этот дом дал впоследствии название улице Генеральской.
1947