В киноклубе «Третье тысячелетие» прошла творческая встреча с Зоей Киреевой, которая называет себя кинематографистом широкого профиля. Это действительно так – Зоя Киреева и режиссёр, и художник-мультипликатор, и оператор. Ее детство прошло на съемочной площадке, ведь отец гостьи Фильмофонда – известный кинооператор Всеволод Киреев.
И мы готовы поделиться несколькими фактами от Зои Киреевой:
– Кино – это не мир грёз и не загадка. То, что видят люди на экране, лишь верхушка айсберга. Основная жизнь – во время съемочного процесса.
– Каждый проект воспринимаешь всерьёз, не важно – платят тебе за него или нет.
– Впервые еще в детстве попала в мультцех к Оксане Черкасовой. Кипы бумаги, все что-то рисуют, шуршат калькой, перекладывают листы. Мне показалось, что эта работа только для усидчивых людей. И точно не для меня. Снова пришла в мультцех Оксаны Черкасовой на практике 4 курса и уже будучи инженером. Работала ассистентом оператора на мультстанке на покадровой камере. И даже сконструировала камеру для съемки анимации, создав инженерно-экономический феномен.
– Со мной случился, как я это называю, непредвиденный эффект чеховский душечки – влюбившись в мультипликатора, я влюбилась в анимацию. Вот, что делает любовь с человеком…
– Моя основная работа – оператор. Я поняла одно – мне интереснее придумывать и воплощать, чем быть технической единицей в кино.
– Предложение, от которого не смогла отказаться, пришло от Валентины Ивановны Хижняковой, директора студии анимации «А-фильм». Она пригласила меня выступить в роли режиссера-дебютанта в анимационном альманахе из трех историй. Сделать фильм или для детей, или о детях. Я выбрала второе. С художником Мишей Дворянкиным над фильмом «Девочка-дура» мы проработали два года вместо нескольких месяцев. Хотелось сделать фильм, которого ещё не было, заставить зрителя думать. В тот момент мы не думали, что победим на каких-то фестивалях. Задача была просто не упасть в грязь лицом. Главным в сюжете стало экзистенциальное переживание маленькой девочки, где детский сад – мир в капле воды. Смысловой посыл – первая любовь является прообразом всех последующих любовей. И в кого-то это попало по психологии. Даже во французском Анси ко мне подходили зрители и говорили – это про меня.
– Много сил отдано анимации, и «Девочкой-дурой» был закрыт некий гештальт. Стало хотеться идти дальше, ведь параллельно я работала оператором документалистики.
– Сейчас у меня два фильма в монтаже. Короткометражный игровой, снятый в Сысерти. И фантасмагорическая история с путешествиями во времени, которую я снимала со студентами Школы кино.
– Самое главное – это решимость выразить себя с помощью кино.
Фильмофонд благодарит Зою Кирееву за интересный разговор. И мы уже начинаем ждать новой встречи!